А вы знали, что в Пушкинском музее есть всего одна картина Питера Брейгеля Старшего? Да и то, не оригинал, а копия, выполненная его сыном. Надо сказать, сей факт показался мне весьма обидным, когда минувшей весной мы с Наташкой совершали паломничество в музей, дабы проникнуться прекрасным и, что более прозаично, выбрать себе тему для реферата по истории искусств
Впрочем, реферат я в итоге все равно написала и, судя по реакции преподавателя, благополучно.
А так как обещала братику рассказать про одного из моих любимых художников – с удовольствием делюсь собранной информацией.
Северное Возрождение – вообще явление в истории искусств довольно своеобразное. Ибо представляло оно из себя симбиоз так называемой «национальной традиции» с элементами итальянского Возрождения, причем народная традиция играла порой более значительную роль, особенно это касалось выбора тем. Северные мастера в основном изображали сцены из повседневной жизни и неохватные многоцветные пейзажи с глубокой синей далью, через которые они стремились познать мир (ну, впрочем, мир так или иначе пытается познать любой художник). В отличие от итальянских живописцев, у северных не было такого сильного интереса к индивидуальной личности самой по себе – скорее, они пытались изобразить личность в мире, окружающем ее. Отсюда – почти полное отсутствие такого жанра, как «портрет» (в чистом виде).
Питер Брейгель Старший (живший примерно в 1525–1569 гг) получил впоследствии прозвище «Мужицкий» за изображение многочисленных сцен крестьянской жизни – впрочем, это вовсе не значит, что рисовал он только фламандских мужиков и крестьян. И я смело готова назвать его одним из самых интересных и уникальных художников XVI века.
О жизни Брейгеля известно очень мало, именно отсюда проблемы с датировкой его картин (да чего уж там, даже год его рождения никак не могут точно определить). До сих пор неизвестно, в какой именно деревушке он родился, не сохранилось его переписки, а его портреты, выполненные современниками, не похожи один на другой. Сохранились лишь три документа, достоверно подтверждающие историческое существование этого человека: справка о принятии в гильдию живописцев в Антверпене, свидетельство о браке и запись о смерти и погребении. Из-за этого не представляется возможным узнать что-либо достоверное о создании большинства его картин: неизвестно, были ли они написаны по конкретному заказу, и если да, то кто именно их заказал и почему.
Пожалуй, здесь же a propos следует сделать замечание, что Брейгель, судя по всему, очень интересовался произведениями Босха, своего непосредственного предшественника, и творчество последнего явно нашло отражение в его собственных работах. Взять хотя бы
«Низвержение ангелов» – в нижнем ярусе картины имеет место типично босховская символика. Или вспомнить рисунок
«Большие рыбы поедают малых» – сделанная на его основе гравюра была подписана именем Босха, и ни у кого не возникло тогда сомнений в подлинности данной подписи.
Не буду особенно вдаваться в детали и подробности, а также рассуждать о значении данного конкретного художника в судьбе мировой живописи (в конце концов, это же уже не реферат)). Просто хочу поделиться репродукциями некоторых наиболее интересных, на мой взгляд, полотен и кратко поведать об их особенностях.
Надо, пожалуй, сначала отметить, что большинство картин того времени выполнены на досках масляными красками (итальянцы в основном писали темперой).посмотреть репродукции
Во-первых – вам наверняка хоть раз доводилось видеть на открытках или в альбомах знаменитую «Вавилонскую башню». Но известно ли вам, что башен на самом деле две? Для меня вот, честно признаюсь, это было приятным открытием.) До этого я долго удивлялась, почему одна и та же картина кажется мне несколько разной
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем». И стали у них кирпичи вместо камней, и земляная смола вместо извести. И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: «Вот один народ, и один у всех язык, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие, глава 11)
Итак, первая «Вавилонская башня». Многие исследователи отмечают, что она здорово похожа на Колизей, который Брейгель видел во время своего путешествия по Италии. И одновременно башня напоминает муравейник: всё кипит, все что-то делают и строят. Рядом с башней портовый город, пейзаж в целом очень напоминает Нидерланды. В левом нижнем углу изображен Нимрод со своей свитой, инспектирующий стройку. Что любопытно: похоже, по мнению Брейгеля, причиной падения башни послужило не «смешение языков», а допущенные во время строительства ошибки. Хоть здание и кажется величественным и надежным, словно скала, однако видно, что ярусы неравномерны, а нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся.
Вторая, так называемая «Малая Вавилонская башня». Она выполнена в другой цветовой гамме, более мрачной, стройка здесь уже остановлена. На хорошей репродукции видно, что по одному из ярусов движется крошечная процессия с крестным ходом.
Знаменитые «Пословицы» - это полноценная энциклопедия нидерландского фольклора. На картине, кишащей многочисленными человечками, изображено примерно сто двадцать разнообразных пословиц и поговорок – персонажи водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землей и так далее. Разобраться без подробных комментариев очень сложно. Почитать про зашифрованные на картине шедевры народной мысли можно здесь.
Еще одна картина, которая мне очень нравится, – это «Безумная Грета». Опять же, полотно невероятно отдает босховщиной. Всё в кровавой дымке, кругом огонь и мрак, жуткие существа кишат повсюду. Люди гибнут в давке, пытаясь отобрать друг у друга сыплющееся на них золото, которое на самом деле – лишь нечистоты, извергаемые очередным монстром. В центре полотна – нелепого и безумного вида женщина, которая тащит узел с чужими вещами. Вообще Грета – персонаж народных сказаний, у Брейгеля она изображена как облаченная в доспех базарная торговка, которая занята грабежом у врат ада. Означенные врата – слева, в виде разинутой пасти щуки-Сатаны. Также «безумной Гретой» еще в пятнадцатом веке окрестили большую пушку. Считается, что картина изображает ужасы войны и одновременно является иллюстрацией пословицы «Из ада выгоду черпать».
Также не могу не сказать про «Триумф Смерти». Очень популярный в средние века сюжет данс макабр. Как и в других картинах Брейгеля, здесь совмещено воедино множество отдельных сценок: и гордо едущий на коне скелет-Смерть, и толпы кардиналов-королей-крестян-солдат, которых волокут в распахнутый зев гроба («перед смертью все равны»), и прерванный пир в правом нижнем углу.
Ну и наконец – моя любимая картина, по которой я, собственно, и писала реферат: «Падение Икара». Это единственная дошедшее до нас произвдение Брейгеля на мифологический сюжет (хотя справедливости ради стоит отметить, что к этому конкретному сюжету он обращался минимум дважды: известна еще его гравюра «Военный корабль с падением Икара» - к сожалению, вставить иллюстрацию не могу, так как она была в чужой книге, а в сети я ее не нашла).
Обычно, показывая кому-либо эту картину, я спрашиваю: «А вы видите Икара?» =)) Ибо он правда есть, как хомячок из того анекдота. Вернее, есть его ноги, которые гордо торчат из воды в правом нижнем углу. Таким образом, как и на некоторых других полотнах Брейгеля, смысловой центр картины смещен куда-то в угол, что дает любопытный эффект.
Еще одна особенность данной картины – Брейгель очень редко живописал морской пейзаж.
Для передачи глубины пространства он изображает, как и на многих других своих картинах, «панораму сверху»: зритель наблюдает происходящее с высоты птичьего полета, взгляд охватывает пейзаж до самого горизонта – только так появляется возможность различить одновременно все детали. Помимо этого, Брейгель использует «ландшафтную» разработку Иохима Патинира, а именно - передачу расстояния и пространственной глубины посредством цвета: передний план – темный (обычно – изображение бурого цвета земли), средний – матово-зеленый, а задний, там, где земля сливается с небом, – голубой. Постепенный переход от темных тонов к светлым и давал «эффект глубины, необозримого пространства и воздуха в картине».
Что еще интересно в композиции «Падения Икара»: движение происходит по диагонали, слева направо, зритель будто наискосок видит сначала пахаря в ярко-красной рубахе, немного дальше – пастуха, и уже затем – корабль, возле которого, в правом нижнем углу, можно увидеть смысловой центр всего полотна – ноги тонущего Икара. Этот технический прием «углового смещения» нарушает законы перспективы (так, нога Икара толщиной с мачту корабля, между тем как расстояние между ними совсем небольшое, и корабль из-за этого кажется игрушечной лодкой), но при этом создает впечатление той самой глубины пространства, чего, собственно, и добивался художник. Другая известная картина Брейгеля, в которой присутствует ярко выраженное движение по диагонали, – это «Слепые».
Сразу бросается в глаза, что картина эта далека от каноничного воспроизведения данного мифа. В «Метаморфозах» Овидия было сказано: «Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою, Или с дубиной пастух, или пахарь, на плуг приналегший, - Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу, За неземных принимали богов». Как несложно заметить, здесь изображены все названные у Овидия персонажи – но «столбенеть» от изумления они явно не собираются: каждый благополучно занят своим делом, даже животным дела нет до какого-то там героического Икара. Таким образом, картина иллюстрирует очередную фламандскую пословицу, которые так любил и так хорошо знал Брейгель: «Человек умрет – плуг не остановится».
Засим, пожалуй, завершу совсем не такую краткую, как планировалось изначально «экскурсию» в историю искусств
Информация в основном взята из следующих источников:
1. Роз-Мари и Райнер Хаген, «Брейгель» (Taschen/Арт-Родник, 2002)
2. «Мужицкий» художник Питер Брейгель Старший - толковой информации не очень много, но собраны репродукции большинства особенно известных картин.
3. Питер Брейгель Старший, Биография – тоже можно посмотреть репродукции.
4. Питер Брейгель в энциклопедии «Кругосвет»
5. Об особенностях зрелищного пространства в картинах Питера Брейгеля Старшего
6. «Триумф смерти» - можно подробней почитать про эту картину и посмотреть ее отдельные фрагменты крупным планом.