А вы знали, что в Пушкинском музее есть всего одна картина Питера Брейгеля Старшего? Да и то, не оригинал, а копия, выполненная его сыном. Надо сказать, сей факт показался мне весьма обидным, когда минувшей весной мы с Наташкой совершали паломничество в музей, дабы проникнуться прекрасным и, что более прозаично, выбрать себе тему для реферата по истории искусств
Впрочем, реферат я в итоге все равно написала и, судя по реакции преподавателя, благополучно.
А так как обещала братику рассказать про одного из моих любимых художников – с удовольствием делюсь собранной информацией.

Северное Возрождение – вообще явление в истории искусств довольно своеобразное. Ибо представляло оно из себя симбиоз так называемой «национальной традиции» с элементами итальянского Возрождения, причем народная традиция играла порой более значительную роль, особенно это касалось выбора тем. Северные мастера в основном изображали сцены из повседневной жизни и неохватные многоцветные пейзажи с глубокой синей далью, через которые они стремились познать мир (ну, впрочем, мир так или иначе пытается познать любой художник). В отличие от итальянских живописцев, у северных не было такого сильного интереса к индивидуальной личности самой по себе – скорее, они пытались изобразить личность в мире, окружающем ее. Отсюда – почти полное отсутствие такого жанра, как «портрет» (в чистом виде).
Питер Брейгель Старший (живший примерно в 1525–1569 гг) получил впоследствии прозвище «Мужицкий» за изображение многочисленных сцен крестьянской жизни – впрочем, это вовсе не значит, что рисовал он только фламандских мужиков и крестьян. И я смело готова назвать его одним из самых интересных и уникальных художников XVI века.
О жизни Брейгеля известно очень мало, именно отсюда проблемы с датировкой его картин (да чего уж там, даже год его рождения никак не могут точно определить). До сих пор неизвестно, в какой именно деревушке он родился, не сохранилось его переписки, а его портреты, выполненные современниками, не похожи один на другой. Сохранились лишь три документа, достоверно подтверждающие историческое существование этого человека: справка о принятии в гильдию живописцев в Антверпене, свидетельство о браке и запись о смерти и погребении. Из-за этого не представляется возможным узнать что-либо достоверное о создании большинства его картин: неизвестно, были ли они написаны по конкретному заказу, и если да, то кто именно их заказал и почему.
Пожалуй, здесь же a propos следует сделать замечание, что Брейгель, судя по всему, очень интересовался произведениями Босха, своего непосредственного предшественника, и творчество последнего явно нашло отражение в его собственных работах. Взять хотя бы «Низвержение ангелов» – в нижнем ярусе картины имеет место типично босховская символика. Или вспомнить рисунок «Большие рыбы поедают малых» – сделанная на его основе гравюра была подписана именем Босха, и ни у кого не возникло тогда сомнений в подлинности данной подписи.
Не буду особенно вдаваться в детали и подробности, а также рассуждать о значении данного конкретного художника в судьбе мировой живописи (в конце концов, это же уже не реферат)). Просто хочу поделиться репродукциями некоторых наиболее интересных, на мой взгляд, полотен и кратко поведать об их особенностях.
Надо, пожалуй, сначала отметить, что большинство картин того времени выполнены на досках масляными красками (итальянцы в основном писали темперой).

посмотреть репродукции